«Поддержка и создание условий для достойного воспитания ребенка — безусловный приоритет государственной политики» В.Путин

Воспитание без слёз:

 о способах поощрения и наказания детей

(информация для родителей)

 Основные правила наказаний

1. Сначала установите границы - затем требуйте их соблюдения. Ребенок должен знать, что приемлемо в его поведении, а что - нет. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости.

2. На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно. Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны быть готовы к нему. Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

3. Отличайте своеволие от детской безответственности. Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный проступок. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к памяти и интеллекту взрослого.

4. Когда конфликт исчерпан – утешьте ребенка и все ему объясните. Он чувствует одновременно вину, растерянность, покинутость. После того как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как сильно вы его любите и как вам неприятно наказывать его.

5. Не требуйте невозможного. Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказыватьза то, что он намочил постель или сломал игрушку, которую вы ему подарили.

Порка, или физическое наказание, не оказывает того воспитательного эффекта, на который она рассчитана. У ребенка, испытывающего боль и унижение, возникает желание сделать назло, только исподтишка. Он учится лгать и скрывать содеянное до следующего наказания. Свой гнев и агрессию в ответ на физическое насилие он реализует, избивая более слабых детей или мучая животных.

 Наказываем «по науке»

         Метод естественных последствий – один из видов наказания, исходящий от самой жизни. Когда малыш обожжется, прикоснувшись к горячей чашке, он, может быть, впервые почувствует смысл и жизненную необходимость родительского требования. Такой опыт несомненно поможет ребенку сделать самостоятельный вывод из случившегося.

            Наказание может исходить и от взрослого. Такие наказания называют условными следствиями непослушания, потому что они не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями по их усмотрению. Все начинается с предупреждения: «Если ты не …, то …», а кончается выполнением обещанного. Например: «Если ты не уберешь игрушки, не пойдешь гулять».

Безусловно, совсем избежать наказаний нельзя. Однако, применяя их, нужно придерживаться одного очень важного правила: можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком. Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Помните, что самое эффективное воспитание – это воспитание личным примером.

Сказка вместо наказания 

         Дошкольники вполне способны понимать разумные доводы и объяснения. А там, где они не действуют, вам на помощь придет сказка, аллегория, сравнение.

            Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем, так как положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло и даже овладевать навыками элементарного самообслуживания (вспомним, например, «Мойдодыра» или «Федорино горе»). Сказку, созвучную личной проблеме ребенка (про зайчишку-трусишку, про непослушного котенка и т.п.), можно сочинить и самим - вместе с малышом.  

 За что нельзя наказывать:

Ø  за естественную познавательную активность: например, ребенок берет в рот предметы, тычет пальчиком в разные дырочки или хочет познать функции какого-то предмета, т.е. сломал игрушку (свою или чужую - не нарочно), изучает свои половые органы;

 Ø  за возрастные и физиологические особенности: неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть;

 Ø  за отсутствие опыта поведения в той или иной жизненной ситуации (не попросился на горшок и описался; плюется или дерется, если ранее ему не объяснили, что это плохо; отнимает игрушку (естественное желание); боится идти к врачу и т.п.);

 Ø  за проявление естественного чувства – ревность к младшему братику или сестренке (обижает их);

 Ø  за неосторожность: испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки.

 

Руководствуйтесь любовью. Прежде чем наказывать, разберитесь в ситуации, при этом постарайтесь оставаться спокойным. В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота.

          Попробуйте воспользоваться этими методами, и вы сами убедитесь

в их эффективности, особенно если они использованы в нужный момент

и не похожи на откровенные нравоучения.

 

Составитель: В.В. Иванова,

психолог информационно-консультационной службы по проблемам детства и семьи.

 Источники:

Алексеева, А.А. Что делать, если ребёнок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет: учебно-методическое пособие / А.А. Алексеева. – СПб.: Речь, 2012. – 224 с. – (Психология детства).

Барложецкая, Н.Ф. Советы опытной няни / Н.Ф. Барложецкая. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011. – 256 с. – (Библиотечка родителей).

Капшук, О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О.Н. Капшук. – Ростов н: Феникс, 2009. – 221 с.

Кожевникова, М.Н. 6 основных ошибок воспитания: практическое руководство для молодых родителей / М.Н. Кожевникова. – СПБ.: Литера, 2012. – 64 с. – (Ох уж эти детки! Секреты воспитания).

Млодик, И. Наказание – преступление / И. Млодик // Защити ребёнка. – 2012. - №1. – С. 26 – 28.

Шапиро, Е.И. 10 причин плохого поведения детей: практическое пособие для родителей и педагогов / Е.И. Шапиро. – СПБ.: Литера,  2012. – 64 с. – (Ох уж эти детки! Секреты воспитания).

 

 

Поиск

Актуально



Полезное чтение

gif20231

Родительский лекторий

Досуг детей

dosug2

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

Адаменко Светлана Викторовна

telefon

ipoteka2021

Яндекс.Метрика