«Поддержка и создание условий для достойного воспитания ребенка — безусловный приоритет государственной политики» В.Путин

Материалы

Сделать счастливыми наших детей: дошкольники 3-6 лет: [18+]. – М.: Клевер Медиа Групп, 2012.– 240 с.– (Сделать счастливыми наших детей)

Считается, что с детьми до 7 лет меньше всего проблем. Однако при недостаточном внимании к малышу-дошкольнику, можно упустить важные моменты его развития и становления как гармоничной и самостоятельной личности. Авторы книги уделяют большое внимание аспектам поведения детей и возникающим проблемным ситуациям в общении с ними. Многочисленные советы помогут вам научить ребёнка уверенно смотреть в будущее, позволить ему творить и привить вкус к жизни. 

Как вырастить детей оптимистами?

Нам хочется, чтобы дети  росли жизнерадостными, не страдая от сомнений, тревог или плохого настроения.  Как сориентировать   их в нужную сторону?

Можно ли воспитать позитивный взгляд на мир? Или же оптимизм — врожденное качество? Сегодня нельзя сделать однозначный вывод о приоритетном влиянии наследственности или среды, в которой растет ребенок, на формирование позитивного взгляда на мир.

Можно лишь выдвинуть несколько гипотез на основе научных исследований, посвященных состоянию депрессии и связанному с ней особому состоянию духа — пессимизму. Тоскливое настроение, утрата интереса к любимым играм и увлечениям, заниженная самооценка и чувство неуверенности в себе — пессимистичное, мрачное видение будущего чаще встречается у детей и подростков, чьи родители страдают от депрессии. Больше того, став взрослыми, они чаще своих ровесников переживают депрессивное состояние.

В значительной мере склонность человека к оптимистическому или пессимистическому взгляду на мир и будущее формируется в детстве с помощью двух механизмов научения — импринтинга (запечатление) и подражания. Маленькие дети впитывают все, что происходит вокруг. Они перенимают наши движения, действия, эмоции и отношение к миру. Общий жизненный настрой закладывается в самом раннем детстве, но сделать ребенка пессимистом случайно, по недосмотру практически невозможно. Посмотрите внимательно на самых маленьких детей: каждый из них от природы оптимист.

Мы воспитываем не только словами. Следует помнить, что даже самые маленькие дети всегда улавливают то, что мы на самом деле чувствуем. Ребенок делает первые шаги, он пытается все потрогать, до всего дотянуться, все схватить. Если мама в этот момент напряжена, постоянно ждет, что случится что-то плохое, у ребенка возникает ощущение того, что мир опасен. Если она спокойна, улыбчива, он чувствует себя защищенным, и мир кажется ему дружественным и интересным, хотя и не всегда понятным.

Найти время выслушать ребёнка

Находить время для того, чтобы выслушать своих детей, поговорить об их чувствах и эмоциях, — значит помочь им справиться со своими страхами, тревогами и сомнениями.

Очень важно принимать ребенка непосредственно и искренне, пытаться понимать его и говорить с ним честно. Только в этом случае дети чувствуют родительскую поддержку. Родителям всегда нужно быть готовыми обсудить то, что беспокоит или огорчает ребенка, но нельзя навязываться, настаивать на откровенном разговоре — необходимы чувство меры и такт. Важно не количество разговоров «по душам», не их регулярность, а совсем другое: ребенок должен быть уверен, что родители выслушают его и поддержат, если он будет в этом нуждаться.

Найдите позитивную фразу, которую можно будет повторять: «Выход можно найти всегда» или «У каждой проблемы есть решение». Это тоже часть воспитания оптимизма: ребенок сможет «впитать» эту фразу, сделать ее своей и вспоминать в трудных ситуациях. Рассуждения о множестве прекрасных вещей, окружающих нас в этом мире, оказывают гораздо меньше влияния на бессознательное ребенка, чем его собственный опыт: сходить всей семьей в лес, понаблюдать за облаками... Побудить ребенка помогать другим (например, его друзьям) — еще один способ дать ему испытать положительные эмоции и ощутить себя нужным.

Предложить ритуал

«Лет с пяти у сына чуть ли не каждый выходной по вечерам случались приступы плача, — рассказывает 42-летний Артем. — Мы установили ритуал, который соблюдаем до сих пор: когда семья собирается за столом, каждый должен рассказать что-нибудь смешное — какой-нибудь анекдот, историю, забавный или нелепый случай, запомнившийся за последние дни».

Зная, что произойдет в ближайшем будущем (семейный ужин), ожидая его, ребенок может отвлечься от настоящего момента, в котором он переживает страх или тревогу. В более общем смысле понятие «проектирование своего будущего» связано с оптимизмом; когда есть цель, за которую можно ухватиться, позитивный взгляд на жизнь преобладает. Поэтому так полезно обсуждать с детьми их мечты, их планы на отдаленное будущее и на более близкое время. Но при этом не стоит слишком на них давить — речь не о том, чтобы составить список личных достижений на несколько лет вперед.

Нейтрализовать страхи помогает юмор. Он дает разрядку, позволяет посмотреть на ситуацию со стороны.., но не может заменить разговор с ребенком о том, что его тревожит. Его переживания не исчезнут, они просто станут выражаться по-другому. Понять их причины можно, лишь общаясь с ребенком, выслушивая и поддерживая его. Чтобы расти оптимистом, ребенок прежде всего должен быть уверен в себе и своей способности справляться с трудностями.

Быть искренними

Дети улавливают наше дурное настроение мгновенно. Когда мы грустим, неплохо дать ребенку возможность пообщаться с кем-то, кто настроен иначе, но предварительно надо объяснить: «Мне сейчас немного грустно, так бывает, но это пройдет, я постараюсь, чтобы все наладилось». Беспокоясь за родителей, дети часто винят в плохом настроении взрослых именно себя.

Искренние слова о переживаемых нами чувствах помогут им перестать чрезмерно беспокоиться, ощутить уверенность: раз у родителей могут быть мрачные мысли, значит, это нормально, что и у них самих они время от времени появляются...

Но ребенку не нужны подробности: делать его своим конфидентом, подробно рассказывать ему о своих проблемах не нужно, иначе мы рискуем вызвать у него тревогу, страх и усилить склонность к депрессии. Даже испытывая упадок духа, родители способны передавать детям оптимизм — не столько в отношении своего, сколько их будущего. «Я знаю, что ты можешь быть счастливым и добиться успеха в жизни» — именно такие ободряющие слова в повседневной жизни придают ребенку веру в себя и свое будущее.

Учить ребенка сравнивать ситуации

Знание того, что другие могут быть несчастнее, не поможет ребенку почувствовать себя лучше. Он должен научиться сравнивать себя не с другими, а с самим собой. «Сегодня тебе что-то не удалось, но вспомни прошлую неделю, когда у тебя все хорошо получалось, ты справился с проблемой, которая казалась тебе непреодолимой...»

Цель не в том, чтобы показать ребенку, что ситуация различна для разных людей; надо, чтобы он увидел, как ситуация меняется во времени и в его собственной жизни. Ребенок, как и каждый из нас, нуждается в том, чтобы опираться на свои прошлые успехи и свой опыт решения проблем. Дело родителей — регулярно напоминать, что у него такой опыт есть.

Стараясь уберечь детей от переживаний и грустных мыслей, многие родители пытаются избавить их от любых столкновений с реальностью: немедленно утешают, удовлетворяют все их желания или делают что-то за них. Этим взрослые оказывают детям плохую услугу.

Оптимизм — это жизненная сила, которой неудачи помогают развиваться в той же мере, что и успех. Поэтому не нужно лишать ребенка опыта фрустрации, когда он, не достигнув цели, испытывает сильные эмоции. Он должен почувствовать, что усилие имеет особую ценность — при условии, что родители умеют прислушаться к его проблемам и тревогам и его поддержать.

// Сделать счастливыми наших детей: дошкольники 3-6 лет: [18+].– М.: Клевер Медиа Групп, 2013.– 240 с.– С. 162 – 170. 

Поиск

Актуально



Полезное чтение

gif20231

Родительский лекторий

Досуг детей

dosug2

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

Адаменко Светлана Викторовна

telefon

ipoteka2021

Яндекс.Метрика