«Поддержка материнства и детства, обеспечение достойного уровня и качества жизни российских семей входит в число наших национальных приоритетов» В.Путин


Монтессори-педагогика в домашних условиях

Татьяна Афанасьева

Как можно использовать элементы

Монтессори-педагогики в домашних

условиях

 

Игры

 

Стирка

Цель игры: развитие крупной моторики и умения выполнять после­довательность действий. Развитие речи.

Ведущий (имитируя движения при стирке): «Стираем, стираем, сти­раем целый день».

Дети повторяют движения и слова за ведущим.

Ведущий (демонстрирует сначала ручки, потом ножки): «Смотрите ручки, смотрите ножки. Они устали? А снова на работу готовы ли они?».

Дети: «Готовы!».

Движения и слова повторяются 2-3 раза.

Ведущий (с соответствующими движениями): «Полощем, полощем, полощем целый день».

Повторяется 2-3 раза.

Ведущий (с соответствующими движениями): «Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день».

Повторяется 2-3 раза.

Ведущий (с соответствующими движениями): «Вешаем, вешаем, вешаем целый день».

И далее с соответствующими движениями и проговорами: снимаем, гладим, сворачиваем, укладываем на полочку...

 

Пальчики

Цель игры: развитие мелкой моторики.

Ведущий (показывая детям руку и затем последовательно загибая палец за пальцем):

У девочек, у мальчиков

На руке пять пальчиков.

Палец большой - парень с душой.

Палец указательный - господин влиятельный.

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный

С колечком ходит, чванный.

Пятый - мизинец

Принес вам гостинец. Пальчиковых игр существует много, вы можете подбирать их из методической литературы.

 

«Свет мой, зеркальце…»

Цель игры: закрепление понятий.

Ведущий:

«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи...»

После этой формулы может следовать любой вопрос. Например:

-  У птицы две ноги или четыре?

-  У рыбы чешуя или перья?

-  Птицы летают или плавают?

-  Что едят черепахи?

-  Рябина - куст или дерево?

-  Кит - это рыба? и т.д.

 

Атомы

Цель игры: закрепление понятий.

1 вариант. Перед игрой учитель объясняет, что вещества состоят из атомов, которые по-разному соединены между собой.

Ведущий командует: «Пар!».

Дети разбегаются в разные стороны и шипят - «ш-ш-ш».

Ведущий командует: «Вода!».

Дети образуют цепочку и идут так, «булькая» - «буль-буль».

Ведущий командует: «Лед!».

Дети крепко берутся за руки.

2 вариант. Ведущий называет число, и дети соединяются по двое, трое и т.д.

 

Атомы

Цель игры: закрепление распознавания цветов и их оттенков. Развитие внимательности.

Детям раздается по табличке (можно по 2-3). Все таблички разного цвета. Дубликаты - у ведущего. Ведущий показывает детям по одной табличке, и к нему должен подойти ребенок, у которого табличка такого цвета. Более интересна игра с табличками оттенков цвета.

 

; "'Красно-синие штанги

Цель игры: закрепление понятий. Развитие внимательности.

Ведущий раздает детям по цифре - от 0 до 10.

Дети должны принести штангу, на которой написана соответствую­щая цифра. Труднее всего приходится тому, у кого ноль. Эту цифру по­лучает ребенок, уже знакомый с понятием ноль. Необходимо добиться от него, чтобы он сказал, что ноль - это ничего.

Подобную игру можно проводить и с предметами, прося ребенка принести три, пять, ноль предметов.

 

// Я люблю Монтессори: свободное воспитание, сензитивные периоды, дидактические упражнения. - М. : Карапуз, 2011.–С.48-53.

 

 

Леонид Гребенников

Игры и упражнения для развития речи

Представленные игры - результат коллективного опыта детских са­дов России, работающих под научным руководством Московского цен­тра Монтессори. Все они дидактические, то есть содержат конкретную проблему, задачу, обучающий момент, способствуют освоению или за­креплению полезного навыка. Они рассчитаны на определенный воз­раст, имеют прямую и косвенную цели и содержат материал, презента­цию, возможность контроля и коррекции ошибок.

Эти упражнения можно проводить на линии (работа в кругу) и использовать их для занятий с ребенком в домашних условиях. При выполнении этих упражнений работа сопровождается наглядностью, желательно, чтобы дети имели в руках или перед глазами конкретные предметы, о которых идет речь, или муляжи, картинки, фотографии и т. п.

Каждому ребенку следует периодически предоставлять право вы­сказаться, ни один не должен быть исключен из работы. Речевые реак­ции учителя должны составлять не более трети или четверти от всех вы­сказываний. Нужно помнить о том, что дети, особенно младшего возра­ста, не способны долго слушать учителя, а тем более друг друга.

Прямая цель: развитие речи, ее звуковой культуры и грамматичес­кого строя, пополнение пассивного и активного словаря.

Косвенная цель: развитие координации движений, развитие внима­ния, памяти, мышления; космическое воспитание.

 

Правильное произношение, дикция и автоматизация звуков

 

Муха              

Презентация. Учитель громко и отчетливо говорит и показывает движения, дети повторяют:

Летит муха вокруг уха: ж-ж-ж...

Летят осы вокруг носа: с-с-с...

Летит комар вокруг головы: з-з-з...

Сел на лоб.

Мы его - хлоп! - И к уху.

Он там: ш-ш-ш...

Отпустили.

 

 

Ветерок

 Презентация. Учитель громко и отчетливо говорит и показывает движения, дети повторяют:

 

Веет теплый ветерок: ш-ш-ш...          руки подняли и покачали;

Тучки пригнал: ч-ч-ч...                      собирающие движения;

Дождик закапал: кап-кап-кап...         пальцами потрясли;

Лужа большая - вот такая!               показываем величину;

Вышла уточка гулять: кря-кря-кря... «переваливаемся»;

А за ней курочка: ко-ко-ко...             хлопаем крылышками;

Кого курочка зовет: цып-цып-цып...  крутим головами - ищем;

Цыплята запищали: пи-пи-пи...         показываем цыплят;

Запрыгали лягушки: ква-ква-ква...    прыгаем по-лягушачьи;

Пришла коровушка: му-у-у...            делаем рожки;

Пришла лошадка: и-и-и-го-го...         скачем;

Прибежала собачка: гав-гав-гав...    сели по-собачьи;

Все испугались и разбежались.       бег.

 

 

Оса

 Презентация. Учитель громко и отчетливо проговаривает чистоговорку, дети повторяют:

 

Са-са-са - вот летит оса.

Сы-сы-сы - не боимся мы осы.

Су-су-су - вы не видели осу? и т. д.

 

 

Развитие фонематического слуха и слухового восприятия

Где звук?

Поиск заданного звука в слове.

Есть ли он вообще в данном слове? Более сложное задание для старших детей: определить, где звук находится: в начале, в середине или и конце слова  (См. также упражнение; «Похлопаем».) Поиск первого и последнего звука в заданных словах.

Еще одно задание: определить, у кого в имени (фамилии) есть дан­ный звук.

 

Игра в слова

Каждый следующий участник придумывает слово, начинающееся на ту букву, на которую кончилось предыдущее.

 

Самовар, собака, сумка…

Поиск слов (предметов), начинающихся на одну букву (звук).

Можно использовать специальный ящик с отделениями, где написа­ны буквы, или ковер, где они вышиты.

 

Похлопаем

На определенный звук хлопнуть в ладоши. Варианты: хлопнуть в ладоши на названные цифры, цвета и т.д. Учитель может сам придумать разнообразные версии этого упраж­нения, например, заменить хлопки прыжками или поднятием руки.

 

Сортировка по звукам

Сортировка слов по начальной, конечной, средней букве (звуку). Работа проводится с предметами и картинками.

 

Придумываем слово

* Придумывание слов, в которых есть определенный слог.

* Придумывание слов, близких по звучанию (например, «сон - сом», «дом - дым», «пушка - сушка» и т.п.)

* Придумывание слов, близких не только по звучанию, но и по смыс­лу (например, «птичка - синичка»).

 

Запретные слова, цифры и движения

Учитель сообщает детям, что они не должны реагировать, например, на команду «руки на пояс», и затем дает ее в числе нескольких других. «Запретными» могут быть слова, звуки, цифры и т д.

 

Развитие речевого дыхания

 Для работы над речевым дыханием педагог использует традицион­ные гимнастические упражнения и игры.

Можно воспользоваться играми из методической литературы: «Пу­зырь», «Дровосек», «Насос», «Одуванчики» и т.п.

 

Пополнение словарного запаса

Эти упражнения в рамках Монтессори-метода проводятся с детьми большей частью индивидуально. Например, входе работы с материалами из практической зоны или в работе с сенсорными материалами в форме трехступенчатого урока.

 

Активизация усвоенной лексики

 

Большинство из этих упражнений могут эффективно проводиться с мячом. Ведущий стоит в центре линии, объясняет задание и после произнесения стимульного слова бросает мяч одному из детей. Поймавший отвечает и возвращает мяч. Задания могут предъявляться детям по очереди или произвольно.

 

Какое что бывает?

 

Упражнение имеет многообразные варианты: что бывает круглею (высокое, красное, квадратное, низкое, синее, железное, горячее...),

Называем по два предмета, один из которых ниже, а другой выше, один из которых холодный, а другой - горячий.

Другой вариант: какой может быть стол? Круглый, квадратный, кухонный, письменный и т.д.

Какое бывает стекло, дерево, железо, камень и т.д.

Учитель самостоятельно придумывает дополнительные упражнения по аналогии.

 

Что за чем?

 

Перечислить, из чего состоит действие, например, «шить» или «варить». Учитель поясняет, что сначала должны ответить младшие дети.

 

Кто это делает?

 

Назвать, что или кто может: летать, свистеть, бежать, плавать, ска-кать, прыгать, танцевать, петь, кукарекать, выть и т.д.

 

Кому это нужно?

 

Кому что нужно: самолет - летчику, швейная машинка портнихе, лопата - строителю и т.д.

И обратный вопрос: что нужно для работы учителю, моряку, пожар I юму, врачу, шоферу, ткачу, повару и т.д.

Еще задания:

Кто сделал  эти предметы: костюм, пирог, дом, машину, сок и т.д. Кто что делает: повар - жарит, варит, печет и т.д. Что мы делаем с: посудой, одеждой, полом и т.д. Из чего что сделано? Например, стол, книга, одежда. Усложненный вариант: назвать части целого (предмета). Например, у дерева есть корни, ствол, ветки, листья. А что есть у машины?

 

Когда это бывает?

Когда это бывает: на лыжах катаемся; в реке купаемся? Вариант: что бывает (что мы делаем) летом, зимой?

 

Краски

Материал: цветные таблички (коробка № 2).

Учитель раздает каждому ребенку по табличке. Задание: дети, получившие красные таблички, ассоциируют себя с красными предметами, например: «Я мак, а я огонь». Дети, получившие желтые таблички, соответственно говорят: «Я цыпленок, а я солнце».

 

Загадки

Место, где продают лекарства (аптека).

Сильная метель, снежная буря (вьюга).

Часть суток от конца дня до начала ночи (вечер) и т.п.

В случае метафорических загадок важно, чтобы отгадавший ребенок аргументировал свой ответ.

Позднее можно предложить детям самостоятельно придумывать загадки.

 

Кто это?

Ходит, жует, мычит...

Летает, клюет, прыгает...

Ползает, шипит, жалит...

Полезно задавать альтернативные вопросы, например: рыбы летают или плавают?

 

Что где находится?

Сахар - в сахарнице.

Хлеб-...

Масло- ...

Книги - ...

Соль- ...

Чай-...

Сухари   -  ...

 

Найди и исправь ошибку

            У птицы крылья большие, а у бабочки цветные.

 Лист клена резной, а лист рябины зеленый.

 

Кто кем будет?

Яйцо - цыпленком.

Зернышко - ...

Гусеница - ...

 

Семья

Перечислить членов семьи льва: лев, львица, львята и т.п.

 

Многозначные слова

Учитель предлагает детям сказать, что такое ручка. Возможны наво­дящие вопросы. Ручка бывает у человека, у двери, у чашки, ручкой мы пишем и т.д.

 

Антонимы

- Я скажу слово «высоко», а ты ответишь «низко». Я скажу: «далеко», а ты - .. . Возможно использование разных частей речи: наречий («да­леко - близко»), прилагательных («узкий - широкий»), существитель­ных («день - ночь»), предлогов («над - под»).

 

Синонимы

Упражнение проводится по аналогии с предыдущим.

 

// Я люблю Монтессори: свободное воспитание, сензитивные периоды, дидактические упражнения. - М. : Карапуз, 2011.–С.48-53.

 

Вернуться

Поиск

Актуально



Внимание! Полезное чтение!

vistavka 3kvart

Досуг детей

dosug2

Pozitiv kontent

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

 Адаменко Светлана Викторовна

telefon

Яндекс.Метрика